8 (800) 333-0-182 с 10:00 до 21:00, по местному времени, без выходных

20-летний юбилей игры Catan в России

03 июн 2024 10:57

В этом году игра Catan отмечает 20 лет со дня своего выхода на игровой рынок России. Для многих российских игроков именно эта игра стала отправной точкой в захватывающий мир настольных игр. Сегодня мы поговорим об истории создания игры Catan, об её культовом значении для мировой и российской игровой индустрии.
 

Всё начинается с мечты

История игры Catan начинается в Германии. Однажды в крупное немецкое издательство Kosmos с концептом своей будущей игры пришёл мужчина по имени Клаус Тойбер. Клаус родился и вырос в небольшом немецком городке Рай-Брайтенбах. Он получил образование зубного техника, но спустя некоторое время понял, что мир настольных игр интересен ему намного больше, чем стоматологический бизнес. Клаус уже имел небольшой опыт в создании настольных игр, и даже смог самостоятельно основать небольшое издательство TM-Spiele. Издатели в Kosmos решили дать шанс талантливому энтузиасту, и в 1995 году Тойбер отправляется вместе с первым тиражом игры Die Siedler von Catan в Эссен, на ежегодную выставку настольных игр.
 

Неожиданный успех

На выставке игра Клауса произвела невероятный фурор, и все 5000 экземпляров были раскуплены в мгновение ока. Очень быстро игра обрела огромную популярность сначала в Германии, а позднее и во всём мире. Простая механика и вариативность стратегии игры сделала Catan любимым развлечением для игроков всех возрастов. Игру хвалили как критики, так и простые игроки, а зарубежные издательства наперебой просили Kosmos продать им права на локализацию. Так Клаус Тойбер стал мировой знаменитостью, заложив ещё один базовый кирпичик под названием Catan в фундамент мировой настольной индустрии.
 

Catan покоряет Россию

До России игра Catan добралась в начале 2000-х. Познакомить народ с мировым игровым бестселлером решились энтузиасты из компании «Хобби-игры», ставшей в последствии крупнейшим в России издательством настольных игр Hobby World. Многие российские игроки знают эту игру под названием «Колонизаторы», однако издатели подошли к творению Клауса Тойбера со всей заботой, оставив в названии оригинальную частичку Catan. Но прежде чем стать теми самыми «Колонизаторами», какими мы их знаем и любим сейчас, игра прошла долгий и тернистый путь. Давайте узнаем подробности у людей, ответственных за локализацию и популяризацию Catan в России: генерального директора Hobby World Михаила Акулова, и креативного директора Hobby World Николая Пегасова.

Начнём с небольшого вступления. Как вообще выглядела история локализации Колонизаторов в России чуть больше 20 лет назад?

Это был такой квест, про который мы не представляли даже, насколько он будет сложный. Чтобы эту игру раздобыть для нашего российского рынка и поставить на неё значок нашей компании «Хобби-игры», нам пришлось связаться с немецким правообладателем Kosmos Verlag. В конце января 2002 года я приехал в Нюрнберг на крупнейшую выставку настольных игр. Тогда для нашей маленькой компании отправить меня заграницу было реально очень дорого и сложно. В итоге мне удалось убедить Kosmos Verlag отдать эту лицензию по сути энтузиастам, совершенно никому не известной компании, у которой нету ни одного продукта, которая ещё не пыталась ничего сделать в настольно-печатном сегменте. Мы даже не представляли, насколько это будет сложно, потому что в России даже коробки никто не делал в то время, но мы в итоге подписали лицензию. У нас ушёл ещё где-то год на то, чтобы эту игру издать.

Почему именно CATAN, а не какая-то другая игра?

В первую очередь – потому что это просто очень хорошая игра. За 10 лет в Германии она стала суперхитом. Буквально в каждой второй немецкой семье в то время была коробка Catan. А я, ещё когда учился в Германии, уже очень сильно интересовался настольными играми. Я в каждом магазине видел полку, которая была заставлена «Колонизаторами» и дополнениями к ним.  Я в них тогда не играл, но как мне всегда было интересно, что же внутри, как в этого люди играют. А почему мы захотели соответственно начинать с «Колонизаторов»? Потому что это самая популярная игра, и, если вы с чего-то начинаете, надо начинать с самого лучшего.

Как CATAN стал одной из основных линеек издательства?

Там хорошие дополнения, в них хотелось играть. Ну и это просто качественный продукт. Например, карточное издание «Колонизаторов». По сути это другая игра, которая несовместима с базовой коробкой. И мы стали сразу делать вторую игру, потому что она технологически была проще.

Наследие Клауса Тойбера

Сейчас коробка с «Колонизаторами» есть чуть ли не в каждой коллекции фаната настольных игр. И взрослые, и дети искренне полюбили Catan за интересную механику, простые правила и красочный дизайн. Игра продаётся в магазинах настольных игр по всему миру, а разные издательства продолжают создавать и выпускать дополнения и переиздания оригинальной игры. Мы уверены, что наследие Клауса Тойбера будет жить ещё долгие годы и радовать сердца миллионов людей.

К игре!