Интервью с автором игры Фёдором Корженковым
«Мне повезло, я всю жизнь занимался по работе теми вещами, которые искренне интересны»
— Привет, Фёдор. Расскажи, с чего всё начиналось.
— В 2016 году весной с будущей женой поехали в отпуск — скачали в дорогу на айпад Монополию, чтобы посмотреть, как бы выглядела настолка на айпаде от производителя, у которого невероятно много денег. Поиграли в Монополию, в которую не играли с детства. А надо сказать, что мы вообще любим хорошие современные настолки. И вот и подумали, что как-то время идет, а Монополия стоит на месте. И в сегменте экономических игр ничего интересного особенно и нет. Подруга экономист, стало любопытно, покопались. Нашли ещё Стартап, Денежный поток, Либертекс. И решили, что категорически не хватает хороших игр в этом сегменте.
— А не страшно было лезть на незнакомый рынок?
— Страшно. Но и страшно интересно. Я начал разговаривать с разными людьми. Сразу сказали, что с этим сложно — не стоит соваться. Сперва мы игру начали делать наверное больше для удовольствия, для себя. В какой-то момент понял, что мы кучу времени потратили, всем друзьям нравится — и почему бы не показать профи. Поехали к вам в Мосигру — встретились с закупщиком Данилой, показали ему коробку. Он поржал и сразу сказал, что это продаваться не будет. Первая версия была, как бы это сказать... — весьма лаконичной по дизайну (то есть особенно дизайна и иллюстраций не было). Перегружена деталями в механике, была очень сложная. Но умная :) Все, опытные в деле настолок и их продаж — в один голос сказали, что надо веселее и проще, доступнее людям. Первая версию игры мы делали вообще всерьез — на основании реальных данных Росстата, структуры отраслей экономики. А в итоге мы её упростили так, что стали способны играть даже дети. А самую сложную экономическую составляющую вынесли в игровые карточки. Можно играть без карточек — будут детские правила в семье на уровне сложности «Монополии». Можно играть в полную версию, и там все экономические термины — там и маржин коллы, и оффшоры, и антимонопольный комитет злобствует. Вторая часть оказалась очень интересной людям нашего возраста — собирались в антикафе такие серьезные «околоэкономисты» и рубились в азартную игру (тогда еще даже без картинок!).
— Дай угадаю, точка кайфа механики именно в простой части?
— Да, покупают Экономикус сейчас как семейную игру. По отзывам большая часть играет именно в упрощённую версию. Собственно, отсюда и идея Фиксиномики — более простой игры для детей.
— Продаж довольно много, ты в первой двадцатке по стране. Скажи, у тебя получается заработать на настольных играх?
— Заработать на настолках можно. Но тут если решил заниматься — то надо всерьёз. Отношение было сразу, как к бизнесу. Я подсчитал всё, всё спланировал. У меня эта история прибыльная по итогам серии игр. Много нюансов, есть явные ошибки, где-то теряли.
— Где был самый большой риск?
— Выпустил сразу большую игру, большим тиражом. Если бы она не зашла — я бы оказался в хорошем минусе. А в маленьком тираже очень сложно сделать игру прибыльной из-за высокой стоимости экземпляра. Но я решил, что всерьёз — уговорил поработать над проектом крутого иллюстратора, нашел опытного дизайнера, договорился с розничными сетями, сделали классное видео. В итоге с этой первой игрой удалось выйти в люди — заметили в магазинах, начала хорошо продаваться. Если бы я недоработал с артом или маркетингом, это была бы печальная история.
— Проблемы с печатью первого тиража?
— Да. Первая типография называла себестоимость больше, чем игра сейчас стоит на полке. Разброс по стоимости типографий был раз в 10 раз. Сходил на отраслевую выставку, там в конце журнала были контакты всех типографий, я разослал техзадание на 500 адресов, 150 типографий мне ответили. Получил кучу предварительных цен. Сейчас уже могу сказать, что на рынке лишь 2-3 типографии, кто специализируется на настолках, и у кого цена при этом цена адекватная. В том числе и ваш Магеллан. Первые прототипы я делал не у вас, была куча приключений с нетипичными компонентами. Да и с Магелланом они тоже были, и до сих пор постоянно решаем какие-то технологические вопросы — каждый тираж это не один визит на производство. Что меня удивило еще на начальном этапе и чему я радуюсь — что бизнес открытый, люди общительные. Со многими лично встретился, кого мог бы назвать легендами рынка. Задал прямые вопросы и получил прямые ответы. Все готовы делиться информацией и помогать советами.
— Как у тебя получилось с первого раза всё грамотно спланировать? Обычно на этом ошибаются все начинающие авторы игр.
— Я долгое время занимаюсь художественной фотографией, когда-то хобби переросло в коммерческую фотографию (студийная и свадебная съёмка) — есть какое-то понимание качественного уровня, необходимого для рынка. Плюс много работал с фрилансерами по разным проектам ещё до настолок. В итоге получилось сделать хороший арт, снять видео классное, есть планка уровня качества, есть понимание, как вести проект. В прошлом у меня был опыт менеджерской деятельности. Я поработал в военной конторе — там занимался научной деятельностью и организационной, приходилось работать с необычными задачами и координировать проекты с множеством участников и ресурсов.
— Скромничаете, товарищ майор.
— Да, закончил в звании майора в военном НИИ. Это был очень интересный и ценный опыт, благодарен судьбе за него.
— НИИ дало неоценимый опыт в бизнесе?
— Да, хотя бы, например, в организации времени и работе с людьми. Разаботка настольных игр — дело творческое и тут легко затянуть сроки, недооценить ресурсы и подвесить проект. Когда делал свою вторую игру «Дорогая, я в гараж!» — сделали за месяц от идеи до коробки. Второй месяц — уже изготовление тиража. Но я сделал выводы, что надо всё-таки помедленнее и обстоятельнее.
— То есть из НИИ в свой бизнес? Фотография и...
— Да. Была такая заноза из прошлого опыта. Я когда-то всерьез занимался программированием и был у меня один перспективный «стартап». Но не сумел по нему организовать работу эффективно и так он и не был запущен в жизнь. С того момента решил, что если что-то начал — надо сразу как следует все планировать и доводить до конца. Поэтому у Экономикуса уже не было шансов не попасть в каждый магазин страны :) - я знал, что доведу дело до результата.
— Удалось найти то, что интересно, и к чему душа лежит?
— Мне повезло, я всю жизнь занимался по работе теми вещами, которые искренне интересны. Считаю, чем бы ты ни занимался, не стоит это делать поверхностно. Уж лучше вообще не браться. А когда копаешь как следует — всегда вовлекаешься в дело всей душой.
— А было что-то, что не взлетело?
— Ну вот не «взлетел» тот айтишный стартап, который не смогли запустить. А ещё вот был такой крайне интересный проект. Когда занялся фотографией, то родилась задумка книг «Семейных историй». Это как бы фотокнига, но с историей о семье, семейным древом, современными и архивными фотогриями, и чтобы интервью человеческие, чтобы бабушки давали напутствие внукам. Задача не маленькая — мне повещло сразу найти хороших заказчиков — они могли позволить это по финансам — и сделал прям очень круто. Потратил 2 месяца жизни, собрал кучу историй от всех, составил дерево на 150 человек. Я считаю, это прекрасный проект — можно сделать отдельный хороший бизнес на этом. Но тогда я решил, что это не моё. Понимал, что мог бы собрать команду, но мне лично не показалось настолько интересным, чтобы всерьёз. Аналогов на рынке как будто бы до сих пор нет — бери и делай. Можно найти, как это выглядит на моем сайте фотографа.
— То есть сейчас фотография и настолки?
— Да. Точнее, сперва конечно — семья, а затем уже фотография и игры. Хотел сказать «а затем бизнес», но для меня оба эти направления не просто бизнес, а то, от чего фанатеешь по-настоящему. И да — и путешествия. Я же долгое время был невыездным — успел объездить всю Россию: горные лыжи от Эльбруса до Мурманска и Шерегеша, байдарки в Карелии, виндсерфинг на Должанской косе, шаманские обряды на Байкале. И вот на днях— получил уже свой 3-й Шенген — радости как у ребенка! Уже побывал на международных выставках настольных игр в Эссене и Нюрнберге — в следующем году планируем участие там со стендом!
— А что в бизнесе планируется?
— Готовим несколько новинок. Когда делали Танчики, было много идей механик, сразу задумали продолжение. Сейчас готовим сразу несколько небольших простых игр и одну большую. И еще сейчас делаем пару брендированных игр «под заказ» — крупные компании обращаются за корпоративными версиями настольных игр, из этого вырастает у нас уже целое направление.
— Не было желания уйти в сувениры, как сделали Stupid Casual до Клаустрофобии?
— Я люблю настольные игры. Поэтому просто полиграфия-подарки — нет. Хочу заниматься российскими играми и работать с российскими авторами. Понятно, начал со своих, но уже две авторские выпустили, надеюсь, дальше так пойдёт. Пойдем сейчас наверное больше в простые игры, детско-семейные. У меня дочка, и я общаюсь, и вижу потребность среди людей, которые не знакомы с серьёзными сложными играм. Простых хороших игр мало. Верю в них.
— Ок, а какие у неё любимые?
— Дочка кстати с удовольствием играет в Шакал. С Эссена и Нюрнберга привозил похожие в том же сеттинге, но в Шакал до сих пор можем с ней с удовольствием поиграть. Вот недавно «Шакал Архипелаг» освоили!
— А у тебя?
— Мне лично очень нравятся большие игры с сюжетным развитием — Пандемия Наследие, Time Stories, This War Of Mine. Из последних — безумно понравился Fallout (хотя к нему много вопросов по динамике, но очень атмосферная игра!). Надеюсь, когда-нибудь мы тоже замахнемся на подобный большой проект.
Терминология для людей из экономического круга. Объясните попроще, даже видео уроки не понятны. Очень сложно.
Юлия, вот тут бывает даже создатель игры http://www.economicusgame.com/play.
Совершенно не понятная игра С первых слов уже не понятно!!! Правила сложные!!!!
Юлия, приходите к нам в магазин или на игротеку. Мы вместе с вами сыграем в нее и расскажем все правила игры.
Спасибо, Федор, за ответ. Дело в том, что после прочтения правил вдоль и поперек начинаем играть и натыкаемся на карточку что то типа "Все ваши оффшоры сгорают". Разумеется сразу возникает соответствующий вопрос "А что это такое и откуда их брать?". В итоге приходится просто "забить" на эту карточку и с недовольством положить ее в "сброс". Это сильно портит впечатление об игре.В идеале все термины, игровые моменты и прочее должны быть указаны в правилах игры, дабы не вводить игроков в ступор и непонимание происходящего. Возник еще вопрос, в котором прошу помочь разобраться :) Пожалуй самый главный: как правильно определить победителя? Если нас 5 человек, то как правильно определить кто победил, если в правилах написано, что нужно набрать ДО 8 звезд (8 и меньше(?)) . Т.е. если я в свой ход первым набрал 5 звезд, то к концу моего хода обычно кроме меня никто звезды не получает, а обычно только теряют из-за лидерства и в этом случае я лидер по количеству звед = победитель(?). Но в таком случае при любом количестве игроков звезд нужно набрать ДО какого то значения. Если же имеется в ввиду, что нужно набрать не ДО 8, а именно 8 (и правильнее наверно тогда ОТ 8 и выше), то получается, что как только игрок получил минимум 8 звезд, то в этот же ход (если никто не сравнялся или не обогнал его по звездам) он победил?
Если игрок набрал 8 или больше, и его никто не перегнал в этот ход - он победил.
Валерий, в картах есть множество игровых моментов, не описанных в правилах, а дополняющих их. Суть действия офшоров описана собственно в карте офшоров.
Спасибо за ответ.
В картах событий есть какие то оффшоры. В правилах про них ни слова. Что это?
Валерий, выше ответил автор.
Елена, да, всё верно - значение на жетоне кризиса заменяет значение прибыли в отрасли.
Спасибо!
подскажите плисс, если вместо цены прибыли стоит кризис -1 и т.д. означает ли это что игроки у которых в такой отрасли, а также в соседних с кризисной отраслью, есть компании - вместо получения прибыли - наоборот отдают в банк столько монет сколько отмечено на житоне кризиса (-1 -2 и т.д.)
Елена, выше ответил автор.
Мне 12лет.Можно я тоже приеду к вам?
Конечно!
Да, это считается победой, если вы выиграли ;) Непогашенные кредиты не мешают победе
Спасибо за ответ.
Как долго можно не выплачивать кредиты если человек выйграл,а кредиты не погашены,это считается победой или нет?
Автор ответил выше.