Сайт работает в тестовом режиме. Если что-то пойдёт не так, сообщите нам

Правила игры Шахматы Торнамент-6

  • От 2 игроков
  • От 5 лет
  • От 20

Характер и цели игры в шахматы

Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередноперемещают фигуры на квадратной доске, названной "шахматной". Тот, кто имеет белыефигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

Цель каждого игрока - атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер неимел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать "взятия" короля наследующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил маткоролю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат,проиграл партию.

Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партиязаканчивается вничью.

Начальная позиция фигур на щакматной доске

Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых("белые" поля) и темных ("черные" поля). Она располагается между игроками так, чтобыближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур ("белые"); другой - 16 темныхфигур ("черные").

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

  • Белый король
  • Белый ферзь
  • Две белые ладьи
  • Два белых слона
  • Два белых коня
  • Восемь белых пешек
  • Черный король
  • Черный ферзь
  • Две черные ладьи
  • Два черных слона
  • Два черных коня
  • Восемь черных пешек

Восемь вертикальных рядов квадратов называются "вертикалями". Восемьгоризонтальных рядов квадратов называются "горизонталями". Прямые линии квадратоводного и того же цвета, касающихся углами, называются "диагоналями".

Ходы фигур

Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета.Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считаетсявзятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят,что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле.

Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.

Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых онастоит.

Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых онстоит.

Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле,занятое другой фигурой.

Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но нена той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственноперед ней на той же самой вертикали, или

с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самойвертикали, если оба эти поля не заняты, или

пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена подиагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее сисходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если быпоследний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано толькоочередным ходом и называется взятием "на проходе".

Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, онадолжна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня "своего" цвета, что являетсячастью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже снятыс доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется "превращением", и действиеновой фигуры начинается сразу.

Король может перемещаться двумя различными путями:

  • сходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурамипартнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они немогут ходить.
  • "рокируясь". Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайнейгоризонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: корольперемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладьяпереставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.

Рокировка становится невозможной:

  • если король уже ходил, или
  • с ладьей, если она уже ходила.

Рокировка временно невозможна:

  • если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле,которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;
  • если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка,находится какая-то фигура, мешающая рокировке.
  • Считается, что король находится "под шахом", если он атакован хотя бы однойфигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявлениешаха не обязательно.

Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короляпод шахом.

Правила игры Шахматы Торнамент-6

6690 руб