Играй на победу: часть 8

Мы продолжаем публиковать перевод книги «Playing to Win» Дэвида Сирлина с разрешения автора. В первой части можно найти больше деталей о том, что это за книга и что за тип в мире настольных игр и киберспорте Дэвид.

Искусство войны: дисциплина

Сунь-Цзы в нескольких главах говорит о строгой дисциплине среди войск. Он объясняет, что прозрачная система наказаний и поощрений, приведенная в исполнение, крайне важна для армии. В хаосе битвы люди подвергаются огромному физическому и эмоциональному напряжению, и чтобы сохранить собственные жизни и выполнить важные цели, они должны машинально следовать приказам. Офицеры должны доверять рядовым выполнение приказов, а рядовые должны верить, что офицеры отдают верные распоряжения. Точно так же и вы должны быть в состоянии доверить собственному телу выполнять приказы разума.

Техническое мастерство

В хаосе битвы вы только тогда сможете выполнять сложные маневры, если они превратились во вторую натуру и отработаны до автоматизма. Чем больше приемов и последовательностей заложено в вашу мышечную память, тем больше внимания вы сможете уделить насущным стратегическим задачам, а не отвлекаться на техническую сторону их исполнения. Конечно, к некоторым играм это относится в большей степени, чем к другим. Игрокам в теннис или участникам файтингов следует внимательнее прислушаться к этому совету, чем любителям шахмат или карточной игры Magic.

О том, как жонглировать, нужно думать до того как подбрасывать шары.
— Старая поговорка жонглеров

У некоторых игроков есть большие способности к мастерству исполнения по сравнению с другими. Не уверен, все ли игроки способны добиться такого уровня точности, но некоторым, чтобы его достичь, нужно практиковаться на порядок меньше. Некоторые называют это «талантом». Но не забывайте, что «талант» принимает различные формы, и это только один из них, далеко не самый важный, хотя он действительно высоко ценится. Главные таланты в конкурентной игре труднодостижимы — это способность предугадывать мысли соперника и понимать сравнительную ценность элементов игры. Сложно определить эти таланты у других людей, даже когда они демонстрируются на ваших глазах. Но талант технического исполнения понятен для всех. Либо игрок может безупречно выполнить сложные серии приемов, либо нет. Так как талант этого типа легко распознать, мне кажется, на нем слишком акцентируют внимание. Я так считаю не только потому, что мне, как известно, его не хватает.

Мастерство исполнения кажется таким важным (помимо очевидных причин), потому что оно является более продолжительным преимуществом, чем знания. В современном мире информационный поток о тактиках игры очень насыщен, поэтому новые «секреты» недолго остаются секретами. Игроки, лучшие в исполнении — «мастера техники» — будут усовершенствовать эти нововведения и тренироваться под них. Получить знания значительно проще, чем повысить мастерство исполнения — на это начинание могут уйти годы тренировки мышечной памяти.

Психическая стойкость

Дисциплина — это нечто большее, чем мастерство исполнения. Это также и дисциплина ума: способность не отвлекаться и экономить собственные ограниченные запасы концентрации, упорства, внимательности и физических сил. Тренировка физических данных в первую очередь является фактором, определяющим, сколько выносливости и внимания у вас есть в запасе, но именно умственная дисциплина позволит растянуть собственные ресурсы насколько возможно. Вы должны создать себе такие условия, чтобы быть так же сильно настроенными на победу к концу соревнования, как и в его начале.

Эдвард Ласкер, известный шахматист и автор книг, говорил об этом, рассказывая о шахматных турнирах в своей книге «Шахматы — забава и шахматы — страсть»:

Не думаю, что существует умственное перенапряжение, сравнимое с нагрузкой, которой подвергается шахматист во время турнирной игры. Работа над казавшимися мне наиболее сложными математическими вопросами никогда не изматывала в той же мере, как участие в шахматном турнире; хотя из всех интеллектуальных задач математические, безусловно, являются самыми трудными. Именно поэтому физическая подготовка — наиболее важный фактор в шахматных турнирах, и вот почему молодые игроки, чей разум, по сравнению с более взрослыми людьми, может дольше выносить пагубное влияние усталости, обладают большим преимуществом.

Мой коллега Сет Киллиан замечательно изложил эту идею в статье о турнирах по Street Fighter, она воспроизведена ниже:

Для победы в соревновании недостаточно лишь стратегии и ее выполнения. Для нее требуется умение не обращать внимания на отвлекающие факторы. Победа требует способности стиснуть зубы и ответить на казалось бы непреодолимый первый ход. Это значит уметь постоянно контролировать собственную игру и противостоять лучшим игрокам страны, а для этого нужна психическая стойкость. При анализе того, что требуется для турниров (а не просто для «побед»), слабые игроки о ней почти всегда забывают — ее не «рассмотреть» на видео, этот компонент часто упускается, и без него в остальном блестящие игроки в нужный момент упускают шанс на победу. Ключевое значение имеет концентрация внимания. Вот некоторые из самых распространенных подводных камней:

«Совсем не бодрый» настрой

Турниры будто специально созданы, чтобы подорвать твои силы (если ты не планируешь сразу продуть и переместиться в замечательный бар с закусками). Ты в игровом зале. Ты напряжен. Все вокруг напряжены. Музыка гремит. Свет раздражает. От людей пахнет. А ты сидишь там от десяти до пятнадцати часов подряд, как правило, питаясь крайне паршивой едой (или вообще ничем), и перебиваешься сладкими напитками.

Каждый заядлый игрок в какой-то момент испытывает чувство сильного эмоционального выгорания, его можно получить, если играть немного (или много) дольше, чем нужно. Если провести аналогию для Street Fighter — это когда безуспешно перечитываешь одну и ту же фразу снова и снова, слишком долго просидев над книгами. Впав в легкую кому, ты не в состоянии сделать ничего, кроме того же дурацкого приема, что и две секунды назад («Понятно! Брошу-ка еще один фаербол!» . . . и великолепный супер-прием бесполезен, ведь противник прочтет его, как книгу с крупным шрифтом для стариков). На самом деле, это немаленькая проблема для многих игроков среднего уровня: когда ты промахнулся с определенным приемом (особенно фаерболом), тебя охватывает желание «доказать» (самому себе? зрителям? бог его знает. . .) что ты МОЖЕШЬ его выполнить (как будто кто-то действительно в этом сомневался), и ты рвешься вперед при первой же возможности, чтобы это сделать. Как будто у тебя есть какая-то нелепая «репутация», которую нужно «защищать» (твоя репутация игрока настолько хороша, точно сможешь бросить фаербол по команде!). И вот, ты выполнил фаербол, получил немедленный отпор, или что-то в этом роде — и будешь ПОРАЖЕН тому, как много в остальном умных, грамотных игроков НЕМЕДЛЕННО бросят ЕЩЕ ОДИН фаербол. Напоминает, будто они отклонились от мысленного сценария того, как должен выглядеть матч, и не могут продолжать, пока не переделают эту часть «как надо» (часть, где они должны были бросить фаербол). Сложно сосчитать, сколько ненужных атакующих комбо, сделанных ради этих надежд, годами заманивали меня в свои сети. Если бы ты задумался об этом хоть на полсекунды, то понял бы, что так играть бессмысленно, но именно этого не сделаешь, если ты выгорел.

Может быть, это прозвучит глупо для неискушенных игроков, но если в течение турнира не думать о безупречной игре, это окажется большим преимуществом по мере продвижения вперед. Если тебе не нужно думать о победе, можно сохранить легкость и бодрость. Умственная усталость — это очень реальная опасность, хотя про нее часто забывают. Из-за этого многие люди, как правило, играют ХУЖЕ после того, как выходят в полуфинал и двигаются дальше (еще одна причина, почему видеоматериал турнира — это не всегда такое выдающееся действо, которого можно было бы ожидать: люди выгорают — они проводят там по десять часов, полных стресса, или больше).

Вот способ, как помочь облегчить усталость: разработать базовую технику игры для выигрыша. Против игроков, которые не смогут преодолеть этот несложный алгоритм, можно играть практически на автопилоте. Сражаться с кем-то «не твоего уровня» обычно легче всего с персонажами, использующими фаерболы (постоянный выбор опытных игроков), хотя это можно делать по-разному. Если тебе удастся использовать такую простую, эффективную технику, слабые игроки, старающиеся не допускать ошибок, будут тратить все свое время, беспокоясь о том, как ее обойти (уклоняясь от шквала из фаерболов, или в поисках эффективного анти-эйра, чтобы твой Зангиев не прыгал уже 43-й раз подряд). Скорее всего, они сделают что-то очень бестолковое, просто пытаясь занять позицию, чтобы атаковать твоего персонажа (единственное, что имеет смысл). Если ты с этим справишься, будет просто замечательно.

Отмечу: если ты слабый игрок, эта техника не для тебя. Для нее нужно иметь не только стратегию боя, но еще и вторичный, более простой (но по-прежнему эффективный) план. Некоторые игроки на ранних этапах используют для этого разных персонажей. Это не только позволяет играть на «автопилоте», но и скрывает лучшие приемы главных («рабочих») персонажей, пока это необходимо. Это прекрасный пример, почему не нужно хотеть обязательно произвести впечатление. Если ты хочешь выиграть «любой возможной ценой», сначала нужно точно понять, ЧТО для тебя возможно. Если у тебя есть какой-то дурацкий шаблон действий, который убивает соперника, не надо задумываться над чем-то еще («не сломалось — не чини»). У такой техники еще есть дополнительный бонус — она доводит людей до белого каления. Если кого-то бьют с помощью одной и той же повторяющейся тактики, то они обычно выходят из себя и срываются, в результате играют еще хуже, еще чаще ошибаются, становятся все злее, и так далее. Порочный круг.

Этот прием не только поможет тебе сохранить способность мыслить, еще он сведет к минимуму шансы появления «травмирующих» последствий, которые могут возникнуть позже. Существует еще один важный подводный камень для игроков любого уровня: застрять в прошлом. Они зацикливаются на чем-то уже случившемся, и мысленно концентрируются на нем, а не на текущей игре («Как же я мог так сглупить?»). Плохая идея. Ты ухватился за ошибку (что плохо само по себе) и делаешь еще хуже, фокусируясь на ней. Тебе это не поможет, а никого вокруг не впечатлит твоя готовность ругать самого себя. Например, когда я играю за Чун Ли против Кена или Рю (это всегда сложный бой), и, наконец, мне удается бросить фаербол, когда у меня заряжен супер, НИЧТО не может расстроить сильнее, чем промах. Они протягивали мне раунд на блюдечке, а я его не взял. Когда такое происходило, даже если матч все еще был напряженным, я почти всегда его сливал, чувствуя отвращение к самому себе, думая «если я не способен даже на супер с фаерболом, то в любом случае не заслуживаю победы». Вот глупости. То же самое происходит, если в качестве предмета насмешек ты выбираешь какую-то случайную победу. Не стоит сидеть и наказывать себя за то, что не заслужил ее («я выиграл только поэтому, что он промахнулся со своим ударом дракона»). Если ты поверишь, что не «заслужил» двигаться дальше, скорее всего, ты это подтвердишь, проиграв в следующем матче, завязнув в прошлом. Лучший выход — отшутиться, поблагодарить или обругать какое-нибудь божество и двигаться вперед. Удача (или простая ошибка твоего соперника в технике исполнения) — это реальная часть любого соревнования. Радуйся, если она на твоей стороне.

Будущее, которое начинается сейчас

Застрять в прошлом — значит, оказаться не там, где хочется быть. Где бы еще тебе не хотелось оказаться? Важный подводный камень № 3: беспокойство о будущем. Наверное, если ты никогда не бывал на турнире, то не думаешь о нем постоянно, но стоит здесь очутиться, как эти мысли легко поглотят все твое внимание.

Не тревожиться о будущем — значит не волноваться о том, в какой группе турнирной таблицы ты оказался, и с кем (этим, кажется, становятся одержимы все люди, когда попадают на турнир, это всегда главная причина сутолоки вокруг организационного табло). Это поможет избежать бессмысленной сосредоточенности на масштабности твоей задачи. Если бы Люк перестал думать о задаче, с которой столкнулся на самом деле, он бы никогда не покинул Татуин. Конечно, ты, может быть, ужаснешься, что Dominator47 оказался в твоей турнирной группе, но если потратить силы на беспокойство, ты сам дашь ему большее преимущество еще до начала матча. Многие люди сами себя доводят до окончательной паники. Конечно, это правда, что у этих игроков репутация появилась по уважительным причинам, но неправда, что у них есть какие-то магические силы, или что они собираются извлечь какой-то секретный прием, который мгновенно тебя убьет (на самом деле, даже если бы это оказалось правдой, беспокоясь об этом, ты только делаешь хуже). Сосредоточься на текущей игре, а кроме нее, максимум, на следующем сопернике. Если ты новичок в турнирах, или всего лишь повинен в грехе незнания истории и специфики каждого игрока, стоит потратить время, чтобы порасспрашивать о них немного. Знание, что Scrub212 играет за Кена, только за Кена и никем, кроме Кена, может оказаться очень полезным, особенно при выборе первого персонажа. Дополнительный совет № 2: постарайся, чтобы у тебя были (хотя бы потенциально) альтернативные персонажи или команды — чтобы не превратиться в пони, знающего один трюк, если только ты не могущественный и ужасающий Смертельный Пони. Это не даст твоему оппоненту выбрать персонаж, которого он в другой ситуации не выбрал бы, и который победит твоего единственного героя (или команду) «за бесплатно».

Тем не менее, если уйти от темы сражений, ты всегда должен (почти всегда, так или иначе) выбирать персонажей, за которых тебе удобнее всего играть. Я начал играть за Чун Ли не потому, что считал ее первым номером (ей до него далеко), — я ее выбрал, потому что чувствовал себя с ней комфортно. Тебе нужно максимальное техническое мастерство, и даже если это расходится с твоими представлениями, играть «своим» персонажем — самый просто способ этого добиться. Не полагайся на чьи-то «рейтинги», выбирая себе команду. Только потому, что теоретики решили, что «Х побеждает Y» не означает, что ты не сможешь выиграть (примечание: это не значит, что я считаю, будто рейтинги ничего не стоят — совсем наоборот. Я лишь подчеркиваю, что рейтинги предполагают абсолютно равных игроков, играющих в полную силу, это (очевидно) не то, с чем ты столкнешься в каждом матче турнира. Вот и все.). Игра «своим» персонажем также значительно уменьшает твои шансы оказаться парализованным, если ты попал в незнакомую ситуацию — а в бою с лучшими игроками в нее очень просто попасть. Ты же не хочешь, чтобы тебе было нужно остановиться и подумать, какой прием сможет тебя из нее вывести; хочется решать это автоматически. Нерешительность в том, что можно что-то сделать иначе, дорого тебе обойдется.

Для поддержания психической стойкости, тебе нужно оставаться бодрым, включенным в настоящий момент и придерживаться того, что тебе известно. Сосредоточься на своем бое, и ты сможешь сохранять мотивацию, необходимую для победы.

— Сет «s-kill» Киллиан

Оглавление

Внизу, под комментариями, есть форма, куда можно написать свою почту, если вы хотите, чтобы мы присылали вам информацию об интересных публикациях про разработку игр и бизнес.


Добавить отзыв

Меня зовут:
Моя почта:
Отзыв:

Перезвоните мне

Мой кабинет

Восстановить пароль

Электронная почта

Мой город:

Загрузка…

Пароль отправлен

Письмо с новым паролем отправлено на указанную почту

Спасибо!

Ваш комментарий отправлен

Спасибо!

Мы вам перезвоним

Магазины в Москве