Играй на победу: часть 3

Мы продолжаем публиковать перевод книги «Playing to Win» Дэвида Сирлина с разрешения автора.В первой части можно найти больше деталей о том, что это за книга и что за тип в мире настольных игр и киберспорте Дэвид. Во второй части Дэвид рассказывает о том, как выбрать «свою» игру и когда лучше играть с новичками, а когда — с профессионалами.

Ламер

До настоящего момента мы говорили об очевидных и простых вещах. Я знаю, как труден первый шаг, поэтому я немного побаловал вас перед настоящим сражением. На этом сюсюканье закончилось. Вам предстоит узнать, что такое настоящее состязание. Возможно, это будет непросто. Смиритесь с этим. Уверяю вас, все, что я собираюсь рассказать, истина в первой инстанции.

Познакомьтесь... ламер!

Пренебрежительный термин «Ламер» может обозначать человека (в частности, игрока), который слаб в каком-либо виде деятельности (к примеру, в игре). Отсюда следует вывод, что мы все когда-то были ламерами, и в этом нет ничего постыдного. Однако я понимаю этот термин немного по-другому. «Ламер» — это игрок, не способный хорошо играть из-за придуманных им самим же правил.

Первое время все мы играем плохо — но мы учимся и постепенно, если играем осознанно, начинаем понимать, как функционирует игра. Существует ошибочное мнение о том, что можно стать сильным игроком, просто «научившись» играть. На самом деле, перед ламером стоит гораздо больше психологических барьеров, нежели препятствий, которые необходимо преодолеть непосредственно во время игры. Ламер проигрывает еще до начала игры. Он терпит поражение еще до ее выбора. В чем его проблема? Он не играет ради победы.

Ламер может не согласиться с данным заявлением, поскольку полагает, что играет именно ради победы. Но зачастую новички играют по вымышленным правилам, которые мешают им бороться за победу по-настоящему, и эти правила придумывают они сами. Безусловно, эти правила могут отличаться от игры к игре, но их характер остается неизменным. Рассмотрим эти «законы» на примере игры Street Fighter.

Ламер считает большое количество тактик и ситуаций, которые встречаются в игре Street Fighter, «недостойными». Эта «недостойность» становится настоящей мантрой новичка. Выполнение броска зачастую считается «недостойным» методом. Бросок — это вид движения, при котором нужно схватить противника и нанести ему увечья, даже в случае, когда соперник защищен ото всех прочих видов атак. Целью броска является нанесение увечий противнику, который сидит в блоке и не атакует. Броски — неотъемлемая часть игрового процесса, просто потому, что так задумано. Однако ламеры выдумывают свой свод правил игры, согласно которым они должны воздерживаться от нападения во время блока. Новичок считает, что блок — это что-то вроде волшебного щита, который спасет его. Почему? Искать причину бесполезно, поскольку это убеждение абсурдно по своей сути.

Классический ламер никогда не сделает пять бросков подряд. Но почему? А если эта стратегическая последовательность движений увеличит его шансы на победу? Вот первая ошибка: ламер хочет играть и выигрывать, согласно своим собственным установленным правилам. Эти правила возникают самопроизвольно. Если вы боретесь с новичком, бросая в него снаряды, сохранение дистанции — «недостойный» прием. Если вы многократно бросаете его, такой метод также расценивается как «недостойный». Мы уже говорили об этом. Если вы не двигаетесь в течение пятидесяти секунд, это тоже «недостойно». Практически все действия, которые приводят вас к победе, расцениваются новичком как «недостойные». В качестве примера я привел игру Street Fighter; но я мог рассказать об этом явлении на примере какой угодно соревновательной игры.

Моя излюбленная тактика, многократное повторение одного удара или последовательности движений, вызывает недоумение у ламеров. В этом и состоит основной вопрос: почему ламер не может противостоять чему-то настолько очевидному? Неужели он настолько плохой игрок, что не может ответить на это действие? И если это действие по какой-то причине невероятно сложно выполнить, он просто-напросто не будет его выполнять? Чтобы стать хорошим игроком, необходимо усвоить одно правило: вы должны использовать все, что может увеличить ваши шансы на победу. Это и есть суть игры ради победы. Игра не знает «благородных» или «недостойных» ходов. В игре важно только одно: победа и поражение.

Ламеры любят повторять, что игра, в ходе которой игроки пытаются одержать победу любой ценой, «скучная» и «невеселая». Неизвестно, какую цель преследуют новички, известно только одно: они играют не совсем ради победы. Вы должны играть ради победы. Ваша цель единственно правильная и настоящая, пусть найдутся люди, которые будут утверждать обратное. У вас есть полное право с ними не согласиться. Можете объявить им войну.

Представим два типа игроков: одна группа будет состоять из хороших игроков, а вторая из ламеров. Новички будут играть «ради развлечения» и не будут пытаться изобрести эффективные тактики и применять их по полной программе. А хорошие игроки будут. Хорошие игроки будут придумывать невероятные мощные тактики и комбинации ходов. По ходу игры им придется искать меры противодействия этим тактикам. Против большей части приемов, которые сначала могут показаться не имеющими равных, всегда найдется оружие. Использование новой техники против тактики противника приводит к тому, что противник перестает использовать ее, но в то же время он может «изобрести» тактики для противодействия приемам, которые вы использовали против него. Если вы будете бояться найденной вами тактики, противник снова начнет использовать свою изначальную мощную стратегию. Этот момент мы рассмотрим более детально чуть ниже.

Хорошие игроки достигают все более высокого уровня мастерства. Они находят «недостойные» приемы и используют их по полной программе. Они знают, как противостоять «недостойным» техникам игры. Они знают, как сделать так, чтобы противник перестал использовать эти приемы, чтобы затем воспользоваться ими. В конкурентных играх часто оказывается, что многие новые «правильные» и честные тактики выросли из «недостойных» приемов. В файтинге один из персонажей может быть наделен настолько хорошей стратегией, что это кажется несправедливым. Хорошо, пусть будет так. Но со временем может обнаружиться, что другие персонажи имеют с своем распоряжении гораздо более мощные и нечестные тактики. Каждый игрок будет пытаться повернуть игру таким образом, чтобы выгодно использовать свои лучшие стратегии, точно так же шахматные гроссмейстеры пытаются поставить своих противников в слабую ситуацию.

Теперь рассмотрим группу ламеров. Они ничего не знают о том, что я только рассказал. Они считают, что бездумно нажимать на кнопки, не имея никакой стратегии, «веселее». На первый взгляд, это мнение кажется обоснованным, поскольку их игры зачастую гораздо более непредсказуемы и эмоциональны, нежели изощренные битвы экспертов. Но при более близком рассмотрении оказывается, что эксперты «веселятся» гораздо больше, чем может показаться новичку. «Веселье» не может принести такого же удовлетворения, как способность читать мысли соперника и мастерски отвечать на все его действия и встречные удары.

Вы можете себе представить встречу этих двух групп игроков? Эксперты разгромят новичков при помощи невероятного количества тактик, которые они никогда не видели или с которыми им по-настоящему не приходилось сталкиваться, просто потому, что новички и эксперты играли в разные игры. Эксперты играли по-настоящему, а ламеры развлекались, играя по своим неписанным, ограничивающим свободу правилам.

У новичка много отговорок. Он много говорит о «навыках», в то время, как другие игроки, включая тех, кто однажды разгромит его, не имеют никаких навыков. Непонятно, что же такое на самом деле значит «навык». В игре Street Fighter под навыками новички часто имеют в виду комбинации. Комбинация — последовательность действий, которые невозможно заблокировать, если первый удар попал в цель. Комбинации могут быть очень замысловатыми и с ними сложно справиться. Но одиночные движения, по мнению новичков, также требуют «навыков». «Удар дракона» или «апперкот» выполняются путем поворота джойстика в сторону противника, затем вниз, затем вниз по диагонали и вперед, одновременно с нажатой кнопкой удара. Это движение нужно выполнить за долю секунды с высокой степенью точности. Спросите любого новичка, и он ответит вам, что «удар дракона» — это действие, требующее «навыков».

Однажды я играл с довольно сильным новичком. То есть он хорошо знал правила игры и знал, что нужно делать в большинстве ситуаций. Но его «воображаемые» законы мешали ему играть по-настоящему. Он негодовал, когда я побеждал его, применяя приемы, «не требующие навыков», в то время, как он выполнял множество сложных «ударов дракона». Он негодовал, когда я выполнил пять бросков подряд, и спросил: «Это все, что ты умеешь? Бросать?» Тогда я дал ему хороший совет. «Играй ради победы, а не ради «сложных движений». Это был важный момент в жизни того новичка. Он мог не обратить внимания на мои слова и продолжать жить в тюрьме выдуманных правил или проанализировать причину своих проигрышей, пересмотреть свои правила и перейти на следующий уровень мастерства.

Я ни разу не был на турнире, на котором призы получал победитель и игрок, сделавший множество сложных ходов. Также я никогда не слышал о награде «за инновационные методы». (Хотя шахматные соревнования иногда предусматривают награды за гениальные ходы). Многие ламеры с трепетом относятся к «нововведениям». Они говорят: «Этот парень не сделал ничего нового, поэтому он плохо играл» или «игрок X изобрел эту технику, а игрок Y украл её». Возможно, игрок Y может играть в сто раз лучше, чем игрок X, но для новичка это не имеет значения. Когда игрок Y побеждает на турнире, а про игрока X забывают, что скажет новичок? Конечно, что у игрока Y нет «навыков».

Вы можете заслужить признание в игровом сообществе, играя «инновационно», но это не самоцель. Применение новых методов — лишь один из множества инструментов, который поможет или не поможет вам добиться победы. Цель — играть как можно лучше. Цель — это победа.

Еще раз о поражении

Поражения — тоже часть игры. Если вы никогда не проигрываете, вы никогда не подвергаете себя испытаниям, а значит ничто не заставляет вас двигаться вперед. Поражение порой выводит из душевного равновесия, а разум уступает место эмоциям. Относиться к проигрышу можно по-разному, ниже рассмотрим несколько случаев. Если это ваши мысли и слова, задумайтесь!

«По крайней мере, у меня есть „кодекс чести“, а ты поступаешь недостойно».

Это самое распространённое заблуждение ламера, о нем я говорил чуть ранее. Придерживаясь своего кодекса чести и руководствуясь набором придуманных законов, которые диктуют ему правила поведения, побежденный игрок занимает позицию вымышленного морального превосходства. При этом существуют правила самой игры, согласно которым игроки делают свои ходы. Кодекс чести — излишен и приводит ламера к обратным результатам, то есть к поражению. Новички считают, что весь мир живет по их кодексу чести, и только подлые «отбросы общества» могут нарушать эти правила. Почему ламеры с таким фанатизмом следуют своему кодексу, объяснить невозможно. Такие игроки отчаянно пытаются «победить» в любом случае. Когда такой игрок проигрывает множество раз, кодекс подвергается странным преобразованиям, и проигравший по-прежнему считает себя «победителем».

«Я проиграл ламеру»

Это самая забавная жалоба коллекции. В качестве оправдания игрок, проигравший более слабому игроку, говорит себе: «Я проиграл ламеру». То есть человек утверждает, что он хороший игрок и проигрыш в игре с плохим игроком ничего не значит. Среди недостатков «плохого игрока» присутствуют такие шедевры, как «он рассчитывает только на тактику» и «его манипуляторные техники слабы». Чем больше он унижает другого игрока, тем хуже выглядит сам. Если другой игрок полагается только на одну тактику и ты не можешь справиться с ним, как это характеризует тебя самого?

Необходимость перекинуть вину на другого игрока, возможно, продиктована гордостью. Но гордость лишает вас возможности учиться на своих ошибках (и отдаляет других игроков, вне зависимости от того, важно это для вас или нет). Вообще говоря, игроков, которые в силах одержать победу, нужно уважать, и неважно какие ошибки вы можете усмотреть в их манере игры. Иногда эти слабые игроки играют лучше вас, вы просто не признаете это. А если они играют хуже, они не должны обыгрывать вас. Вы должны признавать свои ошибки и учиться на них или постараться справляться с ними. Как бы то ни было, суть проблемы кроется в вас, а не в игроке, которому вы проиграли.

«Я неудачник. Можно даже не пытаться».

Это утверждение противоположно предыдущему: низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Порой проигрыш огорчает, и такую фразу можно сказать с досады, и это можно понять. В этом случае, надо просто стараться ещё и ещё. Но если эта фраза сказана перед или даже во время соревнования — это настоящее преступление! Низкая самооценка расслабляет. Некоторые игроки расстроены прошлым проигрышем или каким-то неприятным событием в жизни. Они занимают позицию «я проиграю» даже когда имеют возможность выиграть (лучшая колода в игре Magic: The Gathering или благоприятное сочетание персонажей в файтинге). Такие игроки должны забыть обо всем и сконцентрироваться на игре. Если вы оказались в невыгодном положении, вы должны сконцентрироваться на выборе персонажа, стороны, колоды, общих навыках игры или специальных умениях. Если у вас ничего этого нет, работайте усерднее, будьте умнее, победите несмотря ни на что и покажите скептикам, насколько они были неправы. Неуверенность в себе не побеждает в играх; побеждает решительность.

«Это глупая игра.»

По совести говоря, иногда игры действительно могут быть глупыми, незакономерными и скучными. В этом случае нужно просто остановиться и заняться чем-то другим. Но такую оценку часто получают хорошие игры. «Глупая» игра: на другом уровне понимания, отличном от вашего, игра может оказаться великолепной.

«Слишком случайная» — немного сложнее. С одной стороны, чем беспорядочней игра, тем менее она подходит для серьезного соревнования. Но беспорядочность и случайность может добавить «веселья» в игру. На эту жалобу есть один-единственный осмысленный ответ: понаблюдайте, постоянно ли выигрывают одни и те же игроки. Карточную игру Magic: The Gathering можно назвать «слишком случайной», на национальных и международных турнирах регулярно выигрывают одни и те же участники. Кай Будде, один из лучших игроков в мире, как и автор этих строк, часто принимает участие в турнирах с той же колодой карт, что и его товарищи по команде — при этом Кай побеждает. По всей видимости, игра не такая уж «незакономерная».

То же самое можно сказать о покере. Несмотря на то, что случайность играет значительную роль в случае индивидуального участника, одни и те же хорошие игроки выигрывают большую часть денег в череде турниров.

«Слишком скучно» — всегда самый простой выход. По сути все эти жалобы — способ переложить вину за проигрыш на предполагаемые несовершенства самой игры. Повторюсь, что порой игра заслуживает критики, но чаще всего подобные жалобы — лишь оправдания, которые позволяют проигнорировать поражение и ничего не вынести из него.

Если вы узнали в этих жалобах свои, забудьте о них и возьмите на себя ответственность за свои поражения. Только проигравший считает себя жертвой. Победитель контролирует ситуацию и ищет способы исправиться.

Оглавление

Внизу, под комментариями, есть форма, куда можно написать свою почту, если вы хотите, чтобы мы присылали вам информацию об интересных публикациях про разработку игр и бизнес.


Добавить отзыв

Меня зовут:
Моя почта:
Отзыв:
Ratgor
27 января 2015
Согласен, игра "Ламера" и игра "Правильного игрока" - это действительно две разные игры.

"Почему ламеры с таким фанатизмом следуют своему кодексу, объяснить невозможно."

По-моему, всё дело в разном удовольствии игроков: созерцательном (эмоциональная зарядка) и деятельном (эмоциональная разрядка).

Поэтому для "Ламеров" игра - это мечта, магия, стремление к абстрактному идеалу и удовольствие от процесса стремления (идеалы, как известно, невоплотимы).

А для "Правильных игроков", как подметил Сирлин, игра - это путь к победе, удовольствие от процесса достижения конкретного результата.
Ответ:
Да, возможно :)
Константин
20 января 2015
очень интересно
Ответ:
Спасибо.
Константин
19 января 2015
Я бы сделал две поправки - по контексту корректнее сказать бросок - это вид движения, при котором можно (а не нужно) и далее по тексту. И второе - неблокируемая серия ударов имеет сленговое название комбо (а прерывание этой серии - комбо брейкером).
Ответ:
Вы правы, спасибо :) Мы при переводе стараемся использовать минимум сленговых названий, чтобы если вдруг кто то не в теме, то тоже было понятно о чём речь.
Илья
17 января 2015
Обновите, пожалуйста, посты с переводами. Дайте ссылки в конце статей на следующие уже опубликованные части. А то подряд читать неудобно, приходится искать.
Ответ:
Хорошо.
Z
12 января 2015
Я
Михаил
12 января 2015
Хочу знать о продолжении
Ответ:
Продолжение будет выпускаться примерно по 1-2 главе в неделю. Следите за новостями :)
Alex
12 января 2015
I need more honey!
Ответ:
Sir Bearington, please have some.

Перезвоните мне

Мой кабинет

Восстановить пароль

Электронная почта

Мой город:

Загрузка…

Пароль отправлен

Письмо с новым паролем отправлено на указанную почту

Спасибо!

Ваш комментарий отправлен

Спасибо!

Мы вам перезвоним

Магазины в Москве